Конкурс: «Музей самоваров в Тульской области», 2011 г.

Авторы: Михаил Топоров, Андрей Акимов.

Картинки Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция конструктивизм русский терем эскиз аксонометрия

Типология здания музея

В основу планировочной схемы музея принята классическая композиция русского усадебного дома (например, дом Осиповых-Вульф, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» в Пушкиногорском районе Псковской области).

Здание представляет простой прямоугольный объем. Внутренняя планировка здания – анфиладного типа. Помещения расположены вдоль длинных сторон сооружения и примыкают к общему коридору. Комнаты расположены на одной оси и последовательно примыкают друг к другу, что создает сквозную перспективу.

В качестве образов при создании предложения музея были использованы картины русских художников сюжет которых содержит сцены русских чайных церемоний.

Белюкин Д.А. «Пушкин в гостях у семейства Осиповых Вульф в Тригорском»:

Белюкин Д.А. Пушкин в гостях у семейства Осиповых Вульф в Тригорском Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция

Кустодиев Б.М. «Купчиха за чаем»:

Кустодиев Купчиха за чаем Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция эскиз

Картины рассказывают о русских чайных церемониях, неизменным атрибутом которых является самовар, которому и посвящается музей.

Функциональное зонирование музея

Музей состоит из 3 функциональных зон:

  1. Входная группа (вестибюль, гардероб, билетная касса, сувенирная лавка, санузлы).
  2. Выставочные залы (зал русских чайных церемоний с террасой (пристраивается при необходимости), демонстрационные залы).
  3. Группа служебных помещений (администраторская, помещение запасного фонда, служебные помещения и, при необходимости, мастерская по ремонту и восстановлению самоваров).

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция конструктивизм русский терем эскиз Планировка функциональное зонирование

Технология показа музейных экспонатов

Самым главным в музее являются демонстрируемые экспонаты и способ их показа в наиболее привлекательном виде. Следовательно, объемно-планировочное решение здания определяется интерьером, в котором располагаются экспонаты и способ их показа посетителям. Посетитель попадает в вестибюль и имеет возможность раздеться, купить входной билет, после чего направляется в экспозиционно-выставочное пространство.

Экспозиция начинается с зала русских чайных церемоний, оформленного по клубному принципу, в котором посетитель имеет возможность посмотреть и, сделав заказ, поучаствовать в чаепитии – узнать, как заваривается самовар, выпить чаю, попробовать традиционные русские сласти – конфеты, баранки, пряники. Посетитель сможет увидеть все предметы, задействованные в процессе русской чайной церемонии. Также предполагается устройство печи или камина и размещение барной стойки. К помещению может быть пристроена терраса для чаепития на открытом воздухе.

После зала чайных церемоний начинается основная экспозиция музея. В последнем (самом большом зале с высокими потолками) выставочном помещении через анфиладу дверей просматривается самый главный самовар (группа самоваров), выставленный на подиуме для возможности кругового обхода. Экспозиция завершается круговым обходом по выставочным залам и возврат к залу чайных церемоний. Служебные помещения сообщаются с входной группой, залом чайных церемоний, выставочными помещениями.

Планировка:

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция конструктивизм русский терем эскиз Планировка

Объемное решения здания и декоративное решение фасадов

Предлагается 2 варианта стилистического и декоративного оформления объемно-пространственного решения здания — конструктивизм и традиционный русский стиль, с элементами традиционных русских теремов. Общим для обоих вариантов является выявление высокого объема основного выставочного зала.

Вариант №1. Конструктивизм

Здание возводится из традиционного для Тулы материала – красного кирпича. Кровля – совмещенная, плоская. Вход оформляется в виде портала из меди. Проем выполняется в виде стилизованного самовара. Зал чайных церемоний помещается в стеклянном фонаре. Возможна пристройка летней террасы. Для естественного освещения применяется ленточное остекление. Основной выставочный зал освещается двумя полосами ленточного освещения.

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция конструктивизм эскиз аксонометрия

Фасад:

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция конструктивизм эскиз главный фасад портал медь самовар

Боковой фасад:

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция конструктивизм эскиз боковой фасад

Продольный разрез:

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция конструктивизм эскиз разрез

Вариант №2. Русский терем

При возведении здания применяется деревянная каркасная конструкция. Здание обшивается доской, с применением художественных способов обшивки здания. Кровли – скатные. Кровля основного выставочного зала устраивается шатром — со скатами на четыре стороны. Для усиления и большей выразительности архитектурно-художественного образа, навершие кровли отрывается от основного объема с устройством периметрального освещения (светового фонаря). Кроме того, это обеспечивает больший доступ естественного света. Вход оформляется в виде портика, фронтон которого украшается эмблемой частной коллекции заказчика музея. К залу чайных церемоний пристраивается перекрытая кровлей терраса.

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция русский терем эскиз аксонометрия

Фасад:

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция эскиз главный фасад русский терем

Боковой фасад:

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция эскиз боковой фасад русский терем дерево

Продольный разрез:

Музей самовары конкурс архитектор Михаил Топоров архитектура концепция эскиз русский терем дерево разрез

© Топоров М.М., Акимов А.Ю., 2011