Лекция «Венецианские традиции светового дизайна в современном прочтении» архитектора Джованни Луки Феррери (в коллаборации с фабрикой Arte Veneziana) (при поддержке компании Archistudio), 2015 г.

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стеклоВ рамках фестиваля «Световая архитектура» широко известная российская компания Archistudio (www.archistudio.su/) организовала лекцию известного итальянского архитектора Джованни Луки Феррери «Венецианские традиции светового дизайна в современном прочтении». Мероприятие проводилось в Центральном Доме Архитектора.

Джованни Лука Феррери — миланский архитектор,  урбанист, дизайнер и преподаватель Миланского Политехнического института. Лекция была посвящена Венеции и её архитектуре, традициям и истории венецианского света и зеркал, городской среды этого уникального города и взаимосвязям этих явлений.

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор двери венецианское стеклоДжанлука Феррери — один из ведущих дизайнеров венецианской фабрики Arte Veneziana и студии Rivalto, которая является достаточно новым брендом фабрики. Arte Veneziana производит классические предметы мебели, света и декора (современный ряд изделий также представлен, но в первую очередь фабрика широко известна как один из ведущих представителей классического направления), знаменита высочайшим искусством и качеством своей продукции и изумительнейшим мастерством своих работников, наглядной иллюстрацией чего служит тот факт, что фабрику обязали клеймить свою продукцию, так как даже специалисты не всегда могут отличить современные классические изделия фабрики от антикварных предметов, чем могли бы пользоваться недобросовестные негоцианты.

Джанлука Феррери начал свое повествование с того, что рассказал о двух основных традициях итальянского светового дизайна и архитектуры — средиземноморской и северной. Г-н Феррири подчеркнул, что для более глубокого понимания темы лекции очень важно восприятие того, что для Венеции навык взаимодействия с водой имеет особое значение — с водой связана вся жизнь города, чья архитектура, традиция, функционирование, технологический и бытовой уклады построены на взаимоотношении с морем, лагуной, каналами. Именно поэтому северная, венецианская, традиция предполагает внимательную работу с переливами, отражениями, материалами, фактурами, бликами и нюансами.

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Рассказ о традициях светового дизайна Венеции начался с истории формирования узнаваемого ныне фасона классической люстры, которая впервые была изготовлена для интерьеров расположенного на Гранд-канале дворца Ка’ Реццонико (Ca’ Rezzonico) в XVII веке. Именно по названию этого дворца фасон классической венецианской люстры получил свое название — Реццонико, под которым мы знаем его в настоящее время. Интерьер дворца:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Изначально, около 400 лет назад, для освещения помещений в темное время суток использовались свечи, и люстра Риццонико в первую очередь использовалась как декоративный объект, который сам нуждается в подсветке, которую обеспечивали широкие окна венецианских дворцов, полов, отражающих от себя свет, а также игра бликов и отражений от свечей в вечернее время. Поэтому люстра Реццонико являлась арт-объектом, который нуждался в подсветке его самого, смотреть на люстру Реццонико надо было “выключенной”:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Стоит отметить, что фасон венецианской люстры с самого начала имел весьма четкий и строгий канон, которому стекольные мастерские острова Мурано должны были следовать, но при этом каждая мастерская, оставаясь в заданных рамках, имела возможность привнести в свои изделия что-то свое, стараясь опередить других в искусности, изяществе, художественности, выразительности, богатстве световых и цветовых эффектов.

С технологической точки зрения конструкция  люстры Реццонико предполагает использование металлического каркаса, на который “одеваются и нанизываются” изготавливаемые стеклянные элементы малого размера. Венецианскую люстру нельзя “собрать” из крупных стеклянных элементов, потому что детали очень хрупкие, и это одна из причин того, что традиционные венецианские люстры имеют столь сложный, эффектный, многодельный и богатый вид. Люстра Реццонико в современном исполнении:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Отдельных слов заслуживает подвесной элемент люстры, который крепится на проволоке к нижней части стержня каркаса. Оптически люстра устроена так, что свет свечей (а в последствии электрических лампочек) падает таким образом, что основное внимание зрителя сосредотачивается именно на этом элементе-“шишечке”, по уровню исполнения которого определялись и определяются искусность и престиж всей мастерской. Поэтому во всех венецианских мастерских этот элемент доверялся и доверяется самому опытному, профессиональному и уважаемому мастеру.

В современности ( XX и XXI века) классические архитектурные и технологические традиции венецианской школы стали источником образов и вдохновений для авторов, занимающихся развитием данного направления дизайна.

На нескольких примерах интерьеров Arte Veneziana и Rivalto можно увидеть классические, ар-декошные, современные и другие образы, которые в своей основе будут иметь традиционное искусство и многовековую историю. Пример классического венецианского интерьера с элементами современной трактовки:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Пример образа в стиле ар-деко, пользующегося в настоящее время особой популярностью. Образ люстры восходит к классическому свету Реццонико:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Объект в современном стиле, в основе которого лежат классические традиции — стеклянные элементы комода выполнены в соответствии со старинной технологией, но целостный образ предмета относится к современному дизайну:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Написанные выше слова относятся и к этому светильнику, который также интересен и тем, что он смодулирован математически — дизайн света основан на числовых рядах Фибоначчи:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Достаточно яркий пример того, как современный дизайн и декор “вырастают” из переосмысленной традиции классического интерьера (пропорционирование, модулирование, работа с материалами и предметным рядом и пр.):

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Пример современного и достаточно лаконичного интерьера, в котором гармонично существуют традиционные свет, зеркала, элементы декора:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стекло

Как архитектор, неоднократно посещавший “классическую” часть миланского мебельного салона (с “не классикой” сравнивать подобное искусство не вполне корректно), могу сказать, что в отношении работы со стеклом и зеркалами вряд ли кто-то может сравниться с мастерством и качеством Arte Veneziana:

Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор двери венецианское стекло

* * *

После лекции г-н Феррери ответил на ряд вопросов слушателей (вопросы и ответы приводятся в свободной форме, по конспекту):

— Г-н Феррери, в традиционной венецианской архитектуре и декоре цвет имеет широкое применение. В той части Вашей презентации, которая была посвящена Вашим интерьерным работам и сотрудничеству с фабрикой Arte Veneziana, большая часть изображений не имела активно применявшегося цвета. Просьба пояснить причину.

— Я считаю, что цвет, в первую очередь, — величайшая ответственность. В рамках одной лекции я не могу показать и объяснить все аспекты заявленной темы. Да, венецианская традиция предполагает использование цвета в архитектуре, интерьере, в предметном ряде. Если говорить про современную продукцию Arte Veneziana и других венецианских фабрик, то они широко применяют цвет в своей продукции — выбор велик. Если говорить про мое творчество, то в своих проектах я использую активный цвет, но стараюсь подходить к вопросу применения цвета со всей ответственностью и вниманием.

— Визуальный ряд, сопровождавший Вашу лекцию, содержал большое количество 3D-изображений. Что Вы думаете о широком применении этого метода в современной архитекторе и дизайне, а также как Вы используете его в своей преподавательской практике, прививаете ли Вы его своим студентам?

— Да, метод использования 3D-картинок в настоящее время получил широчайшее применение. В своей проектной деятельности я предпочитаю рисовать карандашом, именно таким образом мысль переходит из головы на бумагу наилучшим способом. В последнее время наметилась тенденция возвращения к ручной графике — многие клиенты устали от компьютерной графики и снова начали ценить ручную. Если же говорить про мою преподавательскую деятельность, то первые полгода или год мои студенты рисуют только руками, они должны хорошо рисовать, это помогает научиться думать и уметь выражать свои мысли на бумаге, только после этого они могут переходить к компьютерной графике.

* * *

Никола Занин Архитектор Михаил Топоров дизайн декор фабрика Arte Veneziana дворец Венеция Ca Rezzonico лекция Джованни Лука Феррери свет венецианский СМА дизайнер декоратор венецианское стеклоВ завершающей части лекции Ирина Шутько, ведущая вечера и представитель компании Archistudio, пригласила на сцену Николу Занин, ведущего гравера по стеклу фабрики Arte Veneziana, и рассказала о проблемах традиционных венецианских производств — отсутствие молодых людей, которые бы хотели продолжать дело старших поколений. Средний возраст всех мастеров достаточно велик. Молодежь не хочет учиться ремесленным производствам — период кропотливого обучения составляет 5-7 лет, только после этого специалиста допустят до изготовления продукции. На настоящий момент есть все предпосылки к тому, что через какое-то время мастеров не останется, и будет некому продолжить традиционное венецианское искусство.

Г-н Занин также любезно ответил на вопрос слушателя:

— Правда ли, что в настоящее время весь венецианский свет производится в беднейших странах?

— Отчасти так и есть. Где-то 70% светильников и других предметов, продающихся как венецианское стекло производятся в странах третьего мира. Поэтому если клиент хочет именно венецианские стеклянные изделия, то он должен понимать, что и где он собирается купить. Если говорить про Arte Veneziana и ряд других фабрик оригинального венецианского стекла, то все производства находятся только в Венеции, используются те же самые технологии и материалы, что и 400 лет тому назад.

* * *

Хотелось бы поблагодарить компанию Archistudio (www.archistudio.su/) за любезное приглашение на мероприятие.

В статье использованы фотографии с сайта фабрики Arte Veneziana (http://www.arteveneziana.com/).

© Топоров М.М., 2015

Сохранить

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s